Методика лечения сколиоза в школе
Государственное учреждение образования «Брестская санаторная школа-интернат» открыта в 1969 году. Наполняемость школы - 240 учащихся. В школе учатся дети 5-9 классов. Ежегодно коллектив учащихся меняется на 90%.
Основная цель - лечение и оздоровление детей больных сколиозом. Эффективность лечения в условиях школы-интерната (остановка прогрессирования заболевания) составляет около 80%.
Справочно: Сколиоз – сложное прогрессирующее заболевание детского организма, не имеющее обратного развития, характеризующееся искривлением позвоночного столба, уродующее тело, травмирующее психику больного. Деформирующийся позвоночник нарушает функционирование внутренних органов, поэтому у 36% учащихся выявлены эндокринологические заболевания, сердечно-сосудистые у 32%, заболевания органов дыхания у 18%, неврологические у 30%. оториноларингологические у 14%, челюстно-лицевые аномалии у 55% учащихся, ослабленное зрение у 38%. Сколиоз снижает работоспособность человека, сокращает продолжительность жизни, ведет к инвалидности.
Распространенность сколиоза у детей подростков в Беларуси составляет 6,1%.
Комплексное консервативное лечение как основной метод используется только в специализированных школах-интернатах и включает в себя:
1. Диагностику заболевания
• ортопедический осмотр
• рентгенологическое исследование
• использование медицинского диагностического оборудования
2.Ортопедическое лечение
• ношение функциональных корсетов Шено
• лечение положением (сон на ортопедических матрацах), учебное занятие на регулируемых медицинских кушетках
• лечение супинаторами
• соблюдение требований к школьной мебели, рекомендации по физической культуре и спорту.
3.Физическая реабилитация
• лечебная физкультура
• гидрокинезотерапия (лечебное плавание)
• адаптивная физкультура и спортивные игры
• фитнес-йога
• дыхательная гимнастика
• лечебный массаж
• музыкально-ритмические занятия
• стрельба из лука
• занятия на биомеханических тренажерах
4.Специальный режим дня, соответствующий возрасту и состоянию ребенка. Режим является лечебным и предусматривает особое чередование двигательной активности с обязательным контролем осанки воспитанников и ношением ортезных изделий. Поэтому все этапы режима дня (сочетание учебных здоровьесберегающих занятий с лечебными мероприятиями, самообслуживание и элементы физического труда, самоподготовка в положении разгрузки позвоночника, кружки, досуг, подвижные, спортивные игры и др.) подчинены этому медицинскому требованию.
5. Общеукрепляющие и закаливающие процедуры: привитие ребенку общегигиенических навыков, режим аэрации, целевые прогулки, утренняя гимнастика, физкультпаузы на уроках, закаливание, медикаментозная терапия (витаминотерапия, адаптогены).
6. Физиотерапевтическое лечение
7. Стоматологическое лечение
8. Рациональное питание: пятиразовый приём сбалансированной пищи, витаминотерапия, разнообразное меню, лечебные коктейли.
9. Учет психологического фактора лечения:
• обучение больного новому образу жизни, позволяющему в дальнейшем держать болезнь под контролем.
• создание условий для образовательного, культурного, эстетического развития ребенка
• обеспечение надлежащих санитарных бытовых условий, в безопасности находящихся круглосуточно в интернате детей
Уже сейчас Брестская санаторная школа-интернат выполняет практически роль областного центра по оказанию специализированной помощи детям с деформациями позвоночника. Ежегодно в школу за консультацией обращается более тысячи детей.