Методы лечения сколиоза в школе

Методика лечения сколиоза в школе

Государственное учреждение образования «Брестская санаторная школа-интернат» открыта в 1969 году. Наполняемость школы - 240 учащихся. В школе учатся дети 5-9 классов. Ежегодно коллектив учащихся меняется на 90%.

Основная цель - лечение и оздоровление детей больных сколиозом. Эффективность лечения в условиях школы-интерната (остановка прогрессирования заболевания) составляет около 80%.

Справочно: Сколиоз – сложное прогрессирующее заболевание детского организма, не имеющее обратного развития, характеризующееся искривлением позвоночного столба, уродующее тело, травмирующее психику больного. Деформирующийся позвоночник нарушает функционирование внутренних органов, поэтому у 36% учащихся выявлены эндокринологические заболевания, сердечно-сосудистые у 32%, заболевания органов дыхания у 18%, неврологические у 30%. оториноларингологические у 14%, челюстно-лицевые аномалии у 55% учащихся, ослабленное зрение у 38%. Сколиоз снижает работоспособность человека, сокращает продолжительность жизни, ведет к инвалидности.

Распространенность сколиоза у детей подростков в Беларуси составляет 6,1%.

Комплексное консервативное лечение как основной метод используется только в специализированных школах-интернатах и включает в себя:

1. Диагностику заболевания

• ортопедический осмотр

• рентгенологическое исследование

• использование медицинского диагностического оборудования

2.Ортопедическое лечение

• ношение функциональных корсетов Шено

• лечение положением (сон на ортопедических матрацах), учебное занятие на регулируемых медицинских кушетках

• лечение супинаторами

• соблюдение требований к школьной мебели, рекомендации по физической культуре и спорту.

3.Физическая реабилитация

• лечебная физкультура

• гидрокинезотерапия (лечебное плавание)

• адаптивная физкультура и спортивные игры

• фитнес-йога

• дыхательная гимнастика

• лечебный массаж

• музыкально-ритмические занятия

• стрельба из лука

• занятия на биомеханических тренажерах

4.Специальный режим дня, соответствующий возрасту и состоянию ребенка. Режим является лечебным и предусматривает особое чередование двигательной активности с обязательным контролем осанки воспитанников и ношением ортезных изделий. Поэтому все этапы режима дня (сочетание учебных здоровьесберегающих занятий с лечебными мероприятиями, самообслуживание и элементы физического труда, самоподготовка в положении разгрузки позвоночника, кружки, досуг, подвижные, спортивные игры и др.) подчинены этому медицинскому требованию.

5. Общеукрепляющие и закаливающие процедуры: привитие ребенку общегигиенических навыков, режим аэрации, целевые прогулки, утренняя гимнастика, физкультпаузы на уроках, закаливание, медикаментозная терапия (витаминотерапия, адаптогены).

6. Физиотерапевтическое лечение

7. Стоматологическое лечение

8. Рациональное питание: пятиразовый приём сбалансированной пищи, витаминотерапия, разнообразное меню, лечебные коктейли.

9. Учет психологического фактора лечения:

• обучение больного новому образу жизни, позволяющему в дальнейшем держать болезнь под контролем.

• создание условий для образовательного, культурного, эстетического развития ребенка

• обеспечение надлежащих санитарных бытовых условий, в безопасности находящихся круглосуточно в интернате детей

Уже сейчас Брестская санаторная школа-интернат выполняет практически роль областного центра по оказанию специализированной помощи детям с деформациями позвоночника. Ежегодно в школу за консультацией обращается более тысячи детей.