Программа корригирующих мероприятий физической реабилитации для детей со сколиотической деформацией позвоночника (консультация для учителей физической реабилитации, физического воспитания, инструкторов лечебной физкультуры и родителей)
Всё о сколиотической болезни у детей
Со дня зарождения жизни на земле человечество стремится к красоте окружающего мира, делая всё новые открытия в этом направлении. Это – красивые дома, машины, одежда, дорогая косметика и даже дорогие лекарства в красивой упаковке. Но почему сегодня, в век прогресса, мы так мало знаем или не хотим знать, о состоянии своего здоровья, здоровья своих детей, о генетическом фоне, который создаёт предпосылки передачи признаков болезни по наследству, соглашаемся и не спешим с исправлением имеющихся дефектов, которые с возрастом становятся угрозой для жизни.
Одним из таких недугов у детей является сколиоз. Болезнь, известная людям с глубокой древности, которую врачи называют «крестом ортопедов», занимающая ведущее место в детской ортопедии и сегодня. Статистика показывает, что признаки заболевания проявляются уже с трёх лет, прогрессирует болезнь в период полового созревания, оставаясь угрожающей до 15-16 лет, то есть, до окончания окостенения скелета. При этом, наблюдается странная закономерность, – по статистике, недуг чаще поражает девочек, стараясь искривить, изуродовать человеческую красоту, олицетворением которой является именно женщина.
Да, болезнь хитрая и коварная, как бы усыпляет бдительность родителей из-за отсутствия болевого синдрома на протяжении всего периода роста ребёнка, что позволяет им оставаться беспечными, надеясь на принцип «авось пронесёт». Но, так ли безобидна эта беспечность?
Чтобы понять, необходимо разобраться в сущности этого коварного заболевания, которое не щадит, именно, детей, приводит к инвалидности, уродству, а в тяжёлых случаях, к раннему летальному исходу.
Так что же кроется за этими словами – сколиотическая болезнь? Это – боковое искривление позвоночника с нарушениями костной и соединительной ткани, сопровождающееся скручиванием (торсией), позвонков, что ведёт к образованию горба при грудной деформации и перекосу таза – при поясничной. Часто родители, полагаясь на свои «медицинские знания», игнорируют консультации специалистов, считая признаки сколиотической болезни, простым нарушением осанки, упуская то драгоценное время, которое в медицине считается – профилактикой.
Надо знать, что нарушение осанки – это отклонение от нормы физиологических изгибов в сагиттальной плоскости. Наиболее часто встречающиеся из них: кифоз грудного отдела позвоночника, сутулая и плоская спина, усиленный поясничный лордоз, которые также требуют своевременного лечения. Формируя навыки самоконтроля правильной осанки, вы создаёте «фундамент» для исправления деформации позвоночника. Ведь осанка является не просто эталоном красоты, а способствует нормальной жизнедеятельности всего организма. Поэтому так важно осознать, что сколиоз – это не просто косметический дефект, уродующий тело, а, значит, и внешний вид, который создаёт комплекс неполноценности на всю оставшуюся жизнь, не позволяет сделать выбор профессии соответственно своим способностям, устроить полноценную личную жизнь…
Вместе с тем, при выраженных и прогрессирующих формах сколиоза нарушается работа жизненно важных функций органов и систем организма, особенно, дыхательной и сердечно-сосудистой.
Позвоночник - единственная опора верхней части тела, - передавая нагрузку (через таз) на нижние конечности, в вертикальном положении удерживается напряжением окружающих связок и мышц. Для осанки особенно важно состояние мышц-разгибателей спины, расположенных (в виде мышечных валиков) вдоль позвоночника справа и слева. Наибольшую нагрузку в вертикальном положении испытывает поясничный отдел, который наряду с шейным является и наиболее подвижной частью позвоночника.
При ходьбе позвоночник чуть наклонен вперед (вследствие чего слегка уменьшается поясничный лордоз и увеличивается грудной кифоз), форма его постоянно и плавно меняется, он совершает небольшие, но довольно сложные движения (в переднезаднем и боковых направлениях, с поворотами относительно таза в пределах 3 градусов). Происходит смена опоры при переносе ноги, при этом при опоре на правую ногу таз вращается влево, а грудной отдел позвоночника - вправо, вследствие чего больше напряжены мышцы - правые, средняя и малая ягодичные, левый выпрямитель спины. Напряжение мышц боковых поверхностей туловища, регулирующих его повороты, примерно одинаково.
При сколиозе нарушения вначале отмечаются в межпозвонковых дисках, что приводит к их сужению и поражению студенистого ядра, формируется дуга искривления. В дальнейшем появляется асимметрия развития позвоночника, приводящая к скручиванию его вокруг вертикальной оси, образованию клиновидной формы. С развитием дуги искривления создаются условия для формирования расположенных выше и ниже её компесанторных дуг противоискривления для поддержания вертикального положения позвоночника.
Нарушается симметрия напряжения мышц спины: в непринужденной позе, особенно при удержании тяжести в одной руке, отмечается более напряженное состояние мышц на выпуклой стороне искривления, что приводит к их перерастяжению и ослаблению, а на вогнутой стороне - к спазмированию (укорочению).
Известны следующие типы сколиоза (согласно Фридману и Понсетти) с различным расположением вершины дуги искривления:
• на уровне 3-4 грудных позвонков (верхнегрудной сколиоз);
• на уровне 8-9 грудных позвонков (грудной сколиоз);
• на уровне 11-12 грудных и 1-го поясничного (грудопоясничный);
• на уровне 2 и 3-го поясничных (поясничный сколиоз),
• наконец, комбинированный сколиоз - с грудной и поясничной дугами, в которых одинакова степень торсии и равноценные дуги искривления.
Вот наиболее характерные признаки сколиоза. Для больного сколиозом характерен небольшой наклон головы в сторону выпуклости искривления (дуги) позвоночника в грудном отделе, таз же смещается в противоположную сторону. Надплечье и лопатка при этом приподняты со стороны выпуклости дуги и часто отходят от туловища («крыловидные лопатки»). Остистые отростки позвонков отклонены от средней линии спины в сторону искривления.
Ноги максимально разогнуты в коленях и слегка наклонены вперед, треугольники талии сглажены, углубление более выражено со стороны вогнутости дуги. Имеется реберное выбухание (чаще при грудном и верхнегрудном сколиозе), в поясничном отделе выражен мышечный валик вдоль позвоночника со стороны выпуклости дуги искривления (при поясничном и грудопоясничном сколиозе). Появляется асимметрия в положении сосков молочных желез, смещается пупок (со средней линии живота), нередки боли в спине.
I степень - угол искривления до 10°, признаки сколиоза любой локализации выражены незначительно;
II степень - угол искривления до 25°, все признаки выражены умеренно, выделяется торсия позвонков, формируется дуга противоискривления;
III степень - угол искривления до 40°, резко выражена торсия позвонков (реберный горб), а на стороне вогнутости западение мышц (гребень подвздошной кости приближается к реберной дуге), мышцы живота ослаблены, изменения в позвоночнике становятся фиксированными, появляется боль в спине;
IV ступень - угол искривления более 40° резкая деформация позвоночника с усилением признаков III степени. Вследствие деформации грудной клетки отмечается значительное смещение и сдавливание органов грудной полости, что ведет к нарушению их функций.
Как выявить основные признаки сколиоза. Чтобы выявить торсию позвоночника, следует осмотреть ребенка спереди (для обнаружения верхнегрудного типа сколиоза) и сзади (других типов искривления), в положении стоя, при этом свет должен падать на обнаженное тело сзади. Следует учитывать, что у детей с повышенной упитанностью или хорошо развитой мускулатурой деформация кажется менее выраженной.
При осмотре ребенок должен наклониться вперед, не сгибая ног, со свободно опущенными головой и руками. Так выявляется наличие на выпуклой стороне дуги искривления реберного выбухания (при верхнегрудном и грудном типах сколиоза) или выраженного мышечного валика в поясничной области (при грудопоясничном и поясничном типах сколиоза). Для начальной стадии грудопоясничного сколиоза характерна контрактура (укорочение) подвздошно-поясничной мышцы на стороне, противоположной выпуклости дуги искривления позвоночника.
Что влияет на прогрессирование болезни. Развитие сколиоза объясняется ныне нарушениями обмена веществ в соединительной ткани (диспластические явления) опорно-двигательного аппарата. Не случайно у больных часто отмечаются и такие проявления, как дисплазия тазобедренных суставов, плоскостопие.
К основным факторам относятся: раннее проявление (чем раньше начались проявления сколиоза, тем выше вероятность его прогрессирования); период усиленного роста (полового созревания); выраженная торсия позвоночника (более 10°); нестабильный позвоночник; контрактура (укорочение) подвздошно-поясничной мышцы; частые сопутствующие заболевания, ведущие к ослаблению организма; наличие других признаков диспластических явлений (в тазобедренных суставах, плоскостопие, сросшиеся позвонки и другие врожденные аномалии). Верхнегрудной и грудной типы сколиоза отличаются более осложненным течением.
Нестабильный позвоночник характерен чрезмерной подвижностью (особенно в поясничном отделе), выходящей за пределы физиологической границы. Степень стабильности зависит от состояния связок и мышц, окружающих позвоночник. Если она снижена, позвоночник сильно деформируется в вертикальном положении и выравнивается в горизонтальном, поэтому в течении дня важна неоднократная разгрузка позвоночника.
Каковы цели лечебных мероприятий?
Во-первых, не допускать прогрессирования болезни; во-вторых, стабилизировать позвоночник за счёт создания прочного мышечного корсета; в-третьих, добиться по возможности коррекции деформации позвоночника, т.е. уменьшения дуги.
Рекомендуется включить в образ жизни, следующие профилактические меры.
Достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, постоянное, систематическое его закаливание в соответствии с возрастом. Полноценное питание должно включать достаточное потребление белков животного происхождения (мясо, творог, рыба), минеральных веществ, витаминов (овощи, фрукты). Физкультурный режим ввиде: УГГ, физкультурных пауз в течении дня, при подготовке уроков и работой за компьютером. Спать на ровной поверхности, не находиться в одной позе длительно, разгружать позвоночник после длительного статического напряжения, в положении стоя равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги. Самоконтроль осанки осуществлять постоянно: стоя, сидя, во время ходьбы и даже лёжа.
Чтобы предупредить прогрессирование сколиоза, необходимо и волевая коррекция правильной осанки стоя и в ходьбе: плечи опущены и слегка отведены назад (мышцы межлопаточной области напряжены), грудная клетка расправлена, голова приподнята и живот слегка втянут. Несколько раз в день проверяйте осанку в исходном положении: ноги вместе, носки стоп слегка разведены, руки опущены, голову держать прямо, выступающие точки пяток, ягодиц, лопаток и затылка должны находиться на одной вертикальной плоскости. Определить это можно, встав спиной к стене (без плинтуса), по касанию названных точек.
Физические упражнения в режиме дня
При деформации позвоночника первой степени, если торсия позвонков не превышает 10°, рекомендуется физкультурный режим ввиде: уроков физкультуры по медицинским показаниям (основная, подготовительная, группа СМГ) под контролем учителя физкультуры, а ЛФК – инструктора ЛФК при поликлинике. В домашних условиях, как составная часть физкультурного режима, необходимо выполнять комплекс физических упражнений, рекомендованных и контролируемых систематически учителем физического воспитания, который организует занятия в специальных медицинских группах.
Как правильно делать массаж ребенку, страдающему сколиозом. Длительность процедуры 10-15 мин. ребенка укладывают на ровную, жесткую горизонтальную поверхность, в положении лежа на животе, руки вдоль туловища, слегка согнуты в локтях, голова повернута в сторону, противоположную дуге искривления в грудном отделе.
Массаж начинается с поглаживания ладонной поверхностью кисти всей спины – снизу вверх (от крестца до надплечья) с последующем растиранием всей спины подушечками 4 пальцев (полусогнуты) с опорой на основание ладони и при небольшой силе давления руки. При I степени сколиоза поглаживание чередуется с растиранием и разминанием мышц всей спины (сила давления руки то усиливается, то ослабевает), особенно вдоль позвоночника и в межлопаточной области. Цель – укрепление мышц спины,
При II-III степени сколиоза массаж проводится дифференцированно – с избирательным применением различных приемов в разных местах. Так, при комбинированном сколиозе (например, правосторонний грудной и левосторонний поясничный) спина условно разделяется на четыре участка (два грудных и два поясничных). Массирующий стоит со стороны массируемого участка. В области дуги искривления (реберного выбухания и мышечного валика) необходимо более тонизирующее воздействие: поглаживание, более интенсивное растирание, надавливание подушечками пальцев или основанием ладони, поколачивание подушечками полусогнутых пальцев. В области вогнутости – поглаживание, легкое растирание, растяжение мягких тканей (руки двигаются в противоположных направлениях). При растяжении в поясничной области слева правая ладонь плотно прижимается к крестцу, а левая двигается oт него к нижнему углу лопатки. Заканчивается массаж поглаживанием всей спины. В год рекомендуется 4-5 курсов массажа. Выполнять процедуру лечебного массажа должен массажист с медицинским образованием.
Для детей со сколиотической деформацией позвоночника врачем-ортопедом по месту жительства определяются группы по физкультурному режиму по медицинским показаниям с учётом клинического и рентгенологического обследования: основная, подготовительная, СМГ или ЛФК. Кроме ЛФК, физкультурная программа в названных группах реализуется, непосредственно, в школах под руководством учителей физического воспитания.
Для проведения занятий ЛФК необходим высокий профессиональный уровень специальных знаний не только медицинских, но и по физическому воспитанию. Методика ЛФК при сколиозе имеет особенности, без учёт которых добиться положительного результата практически невозможно. При I и IV степени сколиотической деформации применяются физические упражнения симметричного характера, а при II и III степени – ассиметричные и деторсионные (при отсутствии дуг противоискривления), а при S-образной деформации дуги противоискревления должны быть равноценными.
В кабинетах ЛФК при поликлиниках, где занятия проводит инструктор ЛФК со средним медицинским образованием, возможно применять только симметричные физические упражнения, которые оказывают благоприятное воздействие на начальном этапе заболевания. При выроженных же торсионных изменениях позвонков, при неблагоприятном прогнозе и течении болезни эффективными являются ассиметричные и деторсионные упражнения, которые методически правильно возможно выполнить только в условиях специализированного ГУО «Брестская санаторная школа-интернат», которая располагает необходимым спортинвентарём, оборудованием и высококвалифицированными специалистами по физической реабилитации.
И, главное. Если Вы ответственно относитесь к здоровью своего ребёнка (а, именно, так и должно быть), доверяйте лечение только специалистам и в учреждении соответствующего профиля. Понятно, что любую проблему хочется решить быстро, по моновению волшебной палочки, но, к сожалению, чудес не бывает. А при сколиотической болезни необходим комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, среди которых ведущее место занимает специальная корригирующая программа. Освоить же её возможно только в условиях единственного учреждения на территории Брестской области (ГУО «Брестская санаторная школа-интернат») с богатым многолетним опытом применения самых новейших методов и средств исправления деформации позвоночника различной степени тяжести.
Профессиональную помощь физической реабилитации в условиях школы-инерната осуществляет кафедра корригирующего цикла, руководителем которой является учитель ЛФК высшей квалификационной категории – Ружанская Надежда Николаевна.
Коллектив учителей ЛФК располагает хорошей базой методического материала и сегодня находится в творческом поиске. С успехом в практической деятельности применяются авторские разработки учителей физического воспитания по следующим темам:
• Бореко Т.П. «Организация лечения детей, больных сколиозом, в условиях ГУО «Брестская санаторная школа-интернат»»;
• Григорук Г.В. «Физкультура как метод формирования здорового образа жизни»;
• Демьянец В.В. «Корригирующие упражнения при кифозах»;
• Козлянко Т.С. «Методика дыхательной гимнастики при сколиотической болезни»;
• Лукша Л.С. «Методика обучения плавания детей, больных сколиозом»;
• Ружанская Н.Н. «Современные методы и средства фитнеса при лечении сколиоза»;
• Саваневская С.В. «Методика формирования правильной осанки при сколиотической деформации позвоночника».
Коррекционно-реабилитационная программа в условиях школы-интерната позволяет учащимся развивать и совершенствовать свои умения и навыки в разнообразных кружках и спортивных секциях с учётом своих физических возможностей. Это – стрельба из лука, дартс, настольный теннис, черлидинг, дефиле, шахматно-шашечная, пионербол и терренкур. Традиционными стали физкультурно-оздоровительные праздники: «Путь к здоровью», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Рыцари среди нас», «Грация, красота, осанка», «Мода – авангард», «Фитнес-фестиваль», «Отдыхаем вместе» (педагоги – ученики), «Зимние забавы», «Лыжные эстафеты», внутришкольная спартакиада, спортландии «Спортивное ассорти», «Весёлые старты и эстафеты», «Ни дня без спорта» и многие другие.
Валеологическое формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности активного отдыха, здорового образа жизни и приобретения двигательных умений и навыков адаптивной физкультуры осуществляется средствами внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности, указанной выше. Программа мероприятий планируется таким образом, чтобы все учащиеся нашли занятия по интересам и физическим возможностям.
Далеко не полный перечень, перечисленных мероприятий говорит о том, насколько ограничены возможности борьбы с недугом в домашних условиях. И тем не менее, именно, в повседневной жизни формируется отношение к сколиотической болезни. Первыми шагами по борьбе с прогрессированием является осознание необходимости лечения, а не пассивного выжидания, которое начинается с соблюдения принципа «Не вреди!».
При имеющихся признаках деформации позвоночника противопоказаны:
• прыжки (спрыгивания);
• чистые висы на турниках из-за чрезмерного растягивания и разбалтывания позвоночника;
• акробатика, художественная и спортивная гимнастика, так как чрезмерно увеличивает компрессию и подвижность позвоночника;
• тяжёлая атлетика, гребля, велоспорт и другие виды спорта из-за выраженного силового напряжения;
• длительное нахождение в положении осевой нагрузки на позвоночник (стоя);
• ношение сумки на одном плече;
• поднятие и ношение тяжестей.
В то же время показано:
• спортивные игры (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, дартс;
• терренкуры (ходьба по пересечённой местности);
• зимой – ходьба на лыжах без крутых спусков;
• стрельба из лука при грудо-поясничной деформации позвоночника;
• максимальное пребывание на свежем воздухе (прогулки в любую погоду);
• лечебное плавание – основные стили: «брасс» на груди и на спине.
Плавание показано всем детям не зависимо от типа и степени сколиоза. При плавании, как и на ЛФК происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа мышц спины, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков, воспитывается правильная осанка. Тем не менее, стиль плавания каждому ребёнку следует подбирать индивидуально, учитывая физиологические изгибы, хотя основным является брасс на груди с удлинённой паузой «скольжения», а при кифозах – «на спине». А вот «баттерфляй» не рекомендован, так как увеличивает мобильность позвоночника в поясничном отделе и скручивание (торсию) позвонков.
Примерные комплексы физических упражнений при сколиотической деформации позвоночника
Симметричная коррекция позвоночника I-IV ст.
1. Для формирования правильной осанки и суставно-мышечного чувства
И.п. – стоя спиной к стене:
– выпрямление рук вверх до касания кистей к стене с максимальным натяжение позвоночника в опоре на носках (тянуться вверх, в пояснице не прогибаться);
– полунаклоны с отведением таза назад и выпрямлением рук вверх шире плеч (спина и руки в одной плоскости, ноги в коленях максимально выпрямлять);
– полуприседания с выпрямлением рук с противоупором ладоней вперёд – в стороны – вверх – вниз поочередно (спина, затылок и ягодицы касаются стены, живот втягивать).
2. Для исправления сутулости и кифоза
И.п. – стоя (сидя на стуле, «по-турецки»):
Руки к плечам (за голову) – отведение локтей дугообразно вверх-назад (круговые движения назад (с наклонами головы, в пояснице не прогибаться));
И.п. – то же:
Руки согнуты в локтях, кисти зафиксированы на пояснице сзади – максимальное натяжение позвоночника с противоупором кистей на поясницу и отведением локтей назад;
И.п. – лёжа спиной на плоском медболе (плотном валике диаметром 30 см):
Руки вдоль туловища, ноги прямые вместе – отведение прямых рук вверх - в стороны до касания пола ладонями (приподнимание таза, опираясь на предплечья рук, согнутых в локтях).
3. Для увеличения гибкости позвоночника
И.п. – упор сидя сзади на прямых руках:
– сгибание ног в коленях с притягиванием к груди, лбом тянуться к коленям;
– приподнимание таза до прямой линии (сторонами тянуться к полу) чередовать с глубокими наклонами до касания носков;
– глубокие пружинистые наклоны с отведением рук через стороны до касания носков (голову наклонять между руками, ноги в коленях натягивать).
4. Для активной коррекции позвоночника в положении осевой разгрузки
И.п. – лёжа спиной на гимнастическом коврике на полу:
– руки согнуты в локтях над головой, ноги прямые – максимальное выпрямление рук в «замок» вверх, ног в коленях с противоупором стоп;
– //- приподнимание плечевого пояса с выпрямлением рук вврех и прямых ног одновременно до ?45?;
– руки вдоль туловища – опираясь на затылок, руки и пятки, приподнимать таз с активным вытяжением позвоночника (в пояснице не прогибаться, стопами тянуться к полу).
5. Для укрепления мышц спины
И.п. – лёжа животом на гимнастическом коврике на полу:
– руки согнуты в локтях под ?90?, ноги прямые шире плеч зафиксированы – приподнимание плечевого пояса с максимальным напряжением мышц (голову держать прямо);
– руки за голову – удержание приподнятой грудной клетки до лёгкого утомления (локти отводить назад, дыхание произвольное);
– руки вдоль туловища – приподнимание грудной клетки с опорой на ладони чередовать с отведением прямых рук назад (голову держать прямо).
6. Для укрепления мышц брюшного пресса
И.п. – лёжа спиной на полу:
– руки прямые в стороны, ноги полусогнуты в коленях (стопы в опоре на полу) – выпрямление ног «уголком»;
– руки вдоль туловища – приподнимание плечевого пояса в быстром темпе с выпрямлением рук вперёд до уровня коленей;
– руки за голову – отведение локтей вперёд с одновременным притягиванием коленей к груди в «группировке».
Ассиметричная коррекция позвоночника
(при отсутствии дуг противоискревления)
7. При грудной деформации
И.п. – стоя у зеркала:
Активное вытяжение позвоночника с выпрямлением руки со стороны выбухания – в сторону, а со стороны выгнутости – вверх (ноги в коленях выпрямлять, живот втягивать, голову держать прямо);
И.п. – сидя на стуле, ноги под ?90? (стопы в опоре на полу):
Держась рукой со стороны выбухания за сиденье, руку со стороны выгнутости выпрямлять вверх, максимально выпрямлять позвоночник, одновременно супинируя стопы;
И.п. – лёжа на спине или животе на полу:
Приподнимание плечевого пояса активным вытяжением позвоночника – руки со стороны вогнутости – вверх, ноги в коленях выпрямлять.
8. При поясничной и грудо-поясничной деформации
И.п. – лёжа на животе, ноги прямые вместе, руки вверх:
Активное вытяжение позвоночника, приподняв грудную клетку и выпрямляя руки в «замке» вверх, а ногу со стороны вогнутости отводить назад;
И.п. – лёжа на животе, ноги прямые зафиксированы, но нога со стороны выбухания отведена в сторону, руки за голову:
Удержание приподнятой грудной клетки с активным вытяжением позвоночника (до лёгкого утомления)(локти отводить назад, ноги в коленях выпрямлять, голову держать прямо);
И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые вместе:
Сгибание ног со стороны вогнутости до ?90? с противоупором руками на колено, вторую ногу в колене выпрямлять (локти отводить в стороны, плечевой пояс приподнимать).
9. При S-образной деформации
Физические упражнения при комбинированной деформации позвоночника, где отмечаются одновременно грудная деформация с противоискривлением в поясничном (дуги искривления обязательно – равноценные) комбинируются из составляющих исходных положений, как при грудной и поясничной (грудо-поясничной). См. лечебные корригирующие позы выше (1-2).
При выполнении физических упражнений соблюдать правила тренировки мышц:
– чередовать напряжение мышц с расслаблением;
– //- растяжение с сокращением;
–//- при напряжении мышц вдох, а при расслаблении и наклонах выдох;
– каждое упражнение повторять до лёгкого утомления;
– нагрузки регулировать за счёт: числа повторений, статического напряжения мышц, использования утяжелений, разнообразного спортинвентаря и специальных тренажёров;
– пульсометрия: пред началом, на пике нагрузки и в период восстановления;
– проведение тестов: на силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса, динамометрии, спирометрии;
– самоконтроль за осанкой: сидя, лёжа, во время ходьбы;
– обязательная разгрузка позвоночника после физической наггрузки и длительного пребывания в вертикальном положении.
И главное. Физические упражнения можно выполнять только после консультации или под руководством специалиста по физическому воспитанию.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в предупреждении прогрессирования сколиотической деформации надеяться на какую-либо одну процедуру физической реабилитации было бы опрометчиво, даже если это ЛФК или массаж. На положительный результат коррекции позвоночника можно рассчитывать только при выполнении комплекса корригирующих мероприятий:
• ЛФК;
• лечебное плавание;
• адаптивная физкультура;
• ритмика;
• терренкуры;
• физкультурный режим в виде: УГГ, физкультпауз на уроках и самоподготовке уроков, элементов спортивных и подвижных игр;
• постоянный самоконтроль за правильной осанкой: сидя, стоя, во время ходьбы;
• полноценное сбалансированное питание;
• сон на ортопедическом матраце;
• соблюдение режима занятости и отдыха;
• исключить: прыжки, кроссы, разбалтывание позвоночника (насильственное вытяжение на турниках), поднятие и ношение тяжестей;
• отдых в своей климатической зоне;
• контроль врача-ортопеда 2 раза в год;
• выполнение физических упражнений начинать только после консультации со специалистом: учитель (инструктор) ЛФК, инструктор-методист физической реабилитации;
• при деформации более 15-20 градусов необходима консультация в РНПЦТиО в г. Минск, ул. Кижеватова, 60 (Курасовщина).
До 14 лет консультации проводятся бесплатно (при наличии направления врача-ортопеда).