Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает, изучая разделы биологии: ботанику, зоологию, общую биологию. Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, необходима трудовая, пропагандистская, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении.
Цель тропы – воспитание экологически грамотного человека.
Задача, которую ставит учитель при организации тропы, - дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке.
Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов.
Итак, учебная экологическая тропа должна стать действующей, работающей и «читаемой книгой природы», где от экскурсии к экскурсии, от остановки к остановке, как от страницы к странице, учащиеся смогут познавать тайны природы, видеть чудеса, происходящие в ней и проникаться к ней огромной любовью и восхищением.
Работа по подготовке к созданию учебной экологической тропы проходит в три основные этапа:
-организационный;
-теоретический;
-практический.
Первый этап – изучение участка природы – планируемого маршрута тропы, изучение краеведческой литературы, знакомство с биоразнообразием отдельных биогеоценозов, встречающихся на маршруте тропы, работа с определителями растений, составление каталога редких и исчезающих видов растений данной местности. Эта работа под силу учащимся, и она будет выполнена при непосредственном участии и взаимодействии учителя.
Следующий этап работы связан с определением маршрута тропы, где необходимо составить схематический план с нанесением всех остановок.
Практическая деятельность при организации тропы многогранна и многоэтапна. Учащиеся непосредственно должны участвовать в разработке маршрута тропы, в подборе объектов живой природы. При проведении экскурсий на практике применять знания, полученные на подготовительном этапе работы над созданием тропы.
Другой важный этап совместной работы учителя и учащихся – оснащение и благоустройство маршрута учебной экологической тропы с учетом всех требований. Информация, указатели, предупреждающие знаки – помещаются на специальных щитах, которые находятся на хорошо просматриваемой территории. Силами учащихся школы проводится оснащение тропы – кормушки и скворечники для птиц.