Проект «Незажившие раны земли»

Брестское гетто

развернуть

В рамках проекта «Незажившие раны земли» учителем истории Сенаторовым А.М. была проведена увлекательная экскурсия по территории бывшего брестского гетто. Ребята прошли по всему периметру Большого гетто по карте, составленной одним из еврейских узников, посетив бывшую Большую синагогу, здание Юденрата. Учащиеся почтили память жертв геноцида у мемориального знака на улице Дзержинского.

свернуть

Трагедия деревни Борки

развернуть

В Борки мы приехали 23 сентября во второй половине дня. День стоял солнечный; пахло опавшей листвой, хвоей, садами, огородами, в общем, пахло осенью, властно и полноправно вступившей в свои права…  

Обычный школьный автобус, обычные школьники в сопровождении педагогов, обычная, ничем не примечательная деревня, удаленная от благ цивилизации, скорее, умирающая – несколько жилых хат. Но это на первый взгляд: как оказалось, жизнь течет в ее памяти. В памяти о тех, кто должен был жить, жить долго и счастливо, но не смог, потому что один фашистский подонок отдал приказ, второй организовал, а третьи выполнили…

23 сентября 1942 года 705 жителей деревни Борки были расстреляны: 203 мужчины, 372 женщины и 130 детей. Тогда тоже пахло осенью, и не был еще выкопан картофель…

Спустя ровно восемьдесят лет мы стояли с ребятами на месте, где был тот самый злосчастный огород сельского старосты, стояли и всматривались, то в суровый обелиск, то в нежно-голубое небо, то в суровое прошлое, то, вмиг ставшее беззаботным, настоящее. Стояли и слушали задокументированные свидетельства очевидцев, приказы палачей, отчеты исполнителей… Мы старались пропустить через свое сердце тот гигантский объем боли, который был сконцентрирован в этом месте в сентябре сорок второго, чтобы потом пропустить через разум истину о зле, которое несет война. И думалось нам, что важно никогда не допустить войны на нашей земле, и не менее важно ценить мир, чтобы на это нежно-голубое осеннее небо можно было всегда смотреть без ужаса и тревоги.

И еще дуб. Огромный двухсотлетний дуб. Он сразу бросился нам в глаза. Но не только своей силой и красотой, а как еще один живой свидетель. Он, будто еще издали завидев нас, стал шуметь своей могучей кроной, пытаясь своим языком рассказать, что ему пришлось увидеть и услышать…

 

P.S. На обратном пути не могли не заехать и не почтить память расстрелянных семей советских офицеров. Одна из них – семья Андрея Митрофановича Кижеватова.

 

А.М.Сенаторов,
учитель истории и обществоведения
руководитель проекта «Незажившие раны земли»

 

свернуть